-

Организация охраны труда на малых предприятиях

13 серпня 2020
940
Середній бал: 5 із 5
юрист-практик, експерт з питань охорони праці

Чтобы организовать охрану труда на малых и микропредприятиях, нужно определиться с должностным лицом, на которое будут возложены функции СОП, организовать разработку внутренних документов, распределить расходы на охрану труда. О том, как правильно это сделать, а также о других обязанностях работодателя узнайте из статьи.

Как внедрить СУОТ на малых и средних предприятиях

Кто относится к субъектам малого и микропредпринимательства

Понятие малого и микропредпринимательства определяет Хозяйственный кодекс Украины (далее — ХКУ). Так, часть 3 статьи 55 ХКУ указывает, что субъектами микропредпринимательства являются:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины (далее — НБУ);
  • юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ;
  • юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.

На предприятии с количеством работающих 50 и более создают службу охраны труда (СОП). Если на предприятии менее 50 работников, функции СОП могут выполнять по совместительству лица, имеющие соответствующую подготовку. Предприятия, где менее 20 работников, могут привлекать для этих целей сторонних специалистов на договорных началах. Так указывает пункт 1.4 Типового положения о службе охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 15.11.2004 № 255 (НПАОТ 0.00 4.35 04).

Организация охраны труда на малых предприятиях
Георгий Лесенко эксперт по охране труда, Киев
Работодатель обязан организовывать аудит охраны труда. Чем отличается аудит охраны труда от контроля за охраной труда? Кто имеет право проводить внутренний аудит ОТ на предприятии? Какую документацию должен оформить аудитор?

Требования к ответственному за охрану труда

Руководителю предприятия следует прежде всего определиться с должностным лицом, на которое соответствующим приказом будут возложены функции службы охраны труда. Что касается деятельности физического лица — предпринимателя, то ответственным может быть назначен или сам предприниматель, или наемный работник (при наличии соответствующей подготовки).

Инженер по охране труда (ОТ) должен:

  • пройти обучение в учебном центре;
  • организовать свое рабочее место и место проведения вводного инструктажа;
  • разработать программу вводного инструктажа и определить его продолжительность;
  • составить перечень нормативно-правовых актов по охране труда, которые распространяются на предприятие, и проработать соответствующие нормативные акты;
  • создать учетную документацию;
  • принять участие в организации обучения по вопросам охраны труда;
  • обеспечить руководителей структурных подразделений инструкциями, журналами регистрации инструктажей и т.п.;
  • спланировать работу СОТ в соответствии с планом работы и графиком обследований.

Документация по ОТ для малых предприятий

Определите необходимые нормативно-правовые акты из Указателя нормативно-правовых актов по охране труда, которые распространяются на ваше предприятие, и обеспечьте их наличие. Учтите профессии, должности и виды работ, которые выполняют на предприятии, и вид экономической деятельности.

Организуйте разработки, в частности, следующих документов:

  • Положение о службе охраны труда предприятия;
  • Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда;
  • Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • инструкции по охране труда;
  • Перечень работ повышенной опасности для получения разрешения на выполнение таких работ и Перечень машин, механизмов, оборудования для получения разрешения на их эксплуатацию или оформления декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда и др.
▶ Полный перечень документов ◀

Оформите необходимые журналы:

  • Журнал регистрации инструкций по охране труда на предприятии;
  • Журнал учета выдачи инструкций по охране труда на предприятии;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда;
  • Журнал регистрации лиц, пострадавших от несчастных случаев (острых профессиональных заболеваний (отравлений) на производстве.

Примите участие в подготовке других документов.

Расходы на охрану труда

Напоминаем, что для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда в Украине составляют не менее 0,5% от фонда оплаты труда за предыдущий год (ст. 19 Закона об охране труда).

На бюджетных предприятиях размер расходов на охрану труда устанавливают в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей предприятия.

https://esop.mcfr.ua/746267
logo