text
Служба охорони праці

Профилактика утомляемости водителей

  • 30 липня 2018
  • 0

На территории Украины ежесуточно регистрируется более 400 ДТП, некоторые из них — со смертельным исходом. В данной статье рассмотрим основные причины ДТП и методы их профилактики в свете улучшения условий труда водителей.

Причины ДТП

Основными причинами ДТП в Украине являются следующие:

  • превышение скорости;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • вождение в нетрезвом виде;
  • переутомление водителей при длительной непрерывной работе;
  • наличие других неблагоприятных сопутствующих факторов.

Управление автомобилем – это работа, которая требует максимальной концентрации внимания и предусматривает повышенную нагрузку на органы чувств человека.

Работа водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. При этом человек не всегда находится в надлежащей физической форме и надлежащем психическом состоянии.

Профилактика утомляемости водителей

После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, еще не свидетельствуют о повышении опасности для водителя при управлении автомобилем. Некоторая усталость — это естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то повышается вероятность попасть в ДТП.

Профилактика утомления проводится по нескольким направлениям, основными из которых являются:

Микроклимат рабочего места водителя

Важное значение имеют микроклиматические показатели в кабине водителя. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и теплом, выделяемым двигателем.

Наиболее благоприятной является температура воздуха 18-20 °С.

Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает скорость и точность движений, вследствие чего водитель допускает больше ошибок.

В условиях повышенной температуры воздуха водитель быстрее утомляется, у него снижается внимание и замедляется реакция.

Нормальная влажность воздуха должна быть в пределах от 30% до 70%.

Профілактика стомлюваності водіїв: організація робочих місць, режиму праці і відпочинку та правильного харчування Читайте также: Оценка условий труда

Шум и вибрация на рабочем месте водителя

Неблагоприятное влияние на работоспособность человека могут оказывать также шум и вибрация.

Показатели вибрации возрастают при:

  • увеличении скорости движения автомобиля;
  • ухудшении состояния дорожного покрытия;
  • уменьшении полезной нагрузки.

При воздействии шума и вибрации происходят следующие процессы:

  • ухудшается зрительное восприятие;
  • снижается внимание;
  • замедляются реакции;
  • снижается точность действий.

Длительное воздействие на человека шума и вибрации вызывает утомление и головную боль.

Для снижения шума и вибрации в кабине автомобиля проводятся:

  • тщательная подгонка частей кабин;
  • изоляция двигателей;
  • звукоизоляция дверей;
  • плотная подгонка стекол окон;
  • амортизация подвесок и пр.

Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, в которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает плавность хода автобуса и тем самым снижает утомляемость пассажиров и водителя.

Влияние расположения водителя на рабочем месте

Большое влияние на работу водителя оказывает его правильная посадка за рулем автомобиля, определяющая его «спокойное положение в состоянии готовности».

При правильной посадке:

  • водитель должен сидеть прямо, а его спина должна полностью прилегать к спинке сиденья;
  • ноги должны легко доставать до педалей;
  • руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях;
  • спинка сиденья должна быть под определенным наклоном, чтобы сила тяжести тела как можно более выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедер были максимально расслаблены. Слишком большой наклон спинки ухудшает видимость дороги и усложняет управление автомобилем.

Профілактика стомлюваності водіїв: організація робочих місць, режиму праці і відпочинку та правильного харчування Узнайте больше: Аттестация рабочих мест по условиям труда

Организация режима труда и отдыха водителя

Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание в течение рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени 178 рабочих часов:

  • при 5-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 час;
  • при 6-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 часов в обычные дни и 6 часов в предвыходные и предпраздничные дни.

Для обеспечения безопасности движения после 3 часов работы водителю необходимо сделать 15-минутный перерыв, а после трех последующих часов непрерывной работы необходимо сделать 30-минутный перерыв, чтобы отдохнуть.

Ежедневный межсменный отдых (перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей) должен быть равен как минимум двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе должен составлять не менее 42 часов.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия. Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается предоставление водителям выходных дней в разные дни недели в соответствии с графиком сменности.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец 2018 Вас также могут заинтересовать такие статьи:

Организация питания водителя

Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при 3-разовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом:

  • завтрак – 30% суточной калорийности;
  • обед – 45-50%;
  • ужин – 25-20%.

В зависимости от времени года и наружной температуры калорийность распределяется следующим образом:

  • в условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35-40%, а калорийность ужина должна быть увеличена до 35-30%.
  • в условиях холодного климата и зимой распределение суточного рациона от обычного не отличается.

В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на скорость реакции, что чрезвычайно важно для водителя.

Питьевой режим водителя

Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.).

Чрезмерное употребление воды водителем во время поездок приводит к:

  • перегрузке организма жидкостью,
  • нарушению водно-солевого баланса,
  • осложнениям в работе сердца,
  • снижению работоспособности.

Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной водой, лучше подкисленной или минеральной. Также утолит жажду горячий чай, особенно зеленый.

Физические нагрузки для водителей как профилактика заболеваний

Малая подвижность водителя в течение длительного времени в период работы может вызывать различные функциональные нарушения, поэтому физические упражнения и занятия спортом для водителя автотранспорта имеют особое значение.

Рекомендуются:

  • спортивные игры,
  • легкая атлетика,
  • плавание,
  • утренняя гигиеническая гимнастика,
  • различные физические разминки во время перевозки.

Выполнение всех профилактических мероприятий способствует улучшению состояния здоровья водителей и, как следствие, снижению уровня травматизма на дорогах.

По материалам Управления Гоструда в Николаевской области

Підписка на статті

Підпишіться на розсилку, аби не пропустити жодної важливої та цікавої статті. Це БЕЗПЛАТНО. Ми триматимемо вас у курсі всіх актуальних подій у сфері охорони праці!

Освітні заходи
Освітні заходи
Перевірте свої знання та здобудьте нові
Взяти участь
Інтернет-магазин
Інтернет-магазин
Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями щодо передплати і станьте нашим читачем просто зараз
Ми в соцмережах
Знову це надокучливе спливаюче вікно!

Дратує? А Ви зареєструйтеся і спробуйте ще раз!

Витратіть на РЕЄСТРАЦІЮ лише 57 секунд і СКАЧУЙТЕ шпаргалки для спеціаліста з охорони праці, інструкції з охорони праці, журнали реєстрацій інструктажів без обмежень.

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Я тут вперше
і скачаю все
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Стаття призначена для професіоналів!

Підтвердіть свій статус професіонала —пройдіть швидку реєстрацію. Після цього Вам будуть доступні:

• професійні матеріали сайту

• шпаргалки для безпомилкової роботи

• вебінари та презентації від найкращих експертів з охорони праці

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Я тут вперше
І продовжити читання
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль