text
Служба охорони праці

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

  • 10 лютого 2016
  • 860

Без погрузочно-разгрузочных работ невозможно представить ни один технологический процесс производства. Наиболее эффективными считаются погрузочно-разгрузочные работы с использованием средств механизации. Среди таких средств наиболее распространены погрузчики. Рассмотрим условия безопасной эксплуатации погрузчиков общего назначения, используемых при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, и проиллюстрируем образцами необходимых документов

Общая информация и нормативное регулирование

Во время погрузочно-разгрузочных работ как средства механизации могут быть использованы:

  • средства малой механизации (штабелеукладчик, ручная тележка с подъемными устройствами);
  • мобильные транспортно-подъемные машины (электро- или автопогрузчик);
  • машины нижнего транспорта (авто или электрокара, электротележка);
  • стационарные грузоподъемные механизмы (мостовой кран, кран-балка, тельфер, таль).

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и внутренних складских операций чаще всего используется такое средство механизации как погрузчик – машина циклического действия, которая относится к безрельсовому транспорту, оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов (пп. 2.1.24 Правил № 308).

По функциональным признакам погрузчики подразделяют на типы, определенные Правилами № 308, а в зависимости от условий использования различными нормативно-правовыми актами погрузчики разделяют на виды, в частности:

  • сельскохозяйственный (ГОСТ 28099-89);
  • ковш (ГОСТ 28635-90);
  • строительный фронтальный одноковшовый (ГОСТ 16391-80);
  • лопаты-погрузчики (ДСТУ 3932-2000);
  • для работы в контейнерных и крытых железнодорожных вагонах (ГОСТ 27270-87);
  • общего назначения (ГОСТ 24366-80, ГОСТ 16215-80)
  • специального назначения (например, военного).

Отраслевое нормативное регулирование

Требования по безопасной эксплуатации погрузчиков конкретизируют отраслевые нормативно-правовые акты по охране труда, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ:

  • на железнодорожном транспорте – Правила № 311;
  • на автомобильном транспорте – Правила № 5;
  • на объектах оптовой торговли – Правила № 78, Правила ВР;
  • внутризаводского транспорта – Правила ВТ.

Скачать Перечень основных нормативно-правовых актов по охране труда, которые содержат требования к эксплуатации погрузчиков

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Строение, изготовление, реконструкцию, модернизацию, ремонт и эксплуатацию погрузчиков регламентировано Правилами № 308, а проведение погрузочно-разгрузочных работ – ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80. Безопасность эксплуатации безрельсового нижнего транспорта регулируется разделом 14 ДСТУ 30871: 2006.

Нормы эксплуатации погрузчиков в зависимости от их видов определены следующими нормативно-правовыми актами:

  • ДСТУ 31203:2006 – для погрузчиков с платформой с большой высотой подъема;
  • ДСТУ 30867:2006 – для погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником;
  • ДСТУ 8813:2003 – для погрузчиков землеройных, оборудованных боковой стрелой;
  • ДСТУ 7546:2003 – для погрузчиков землеройных с нагрузкой спереди.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от массы груза

При технологических процессах работы по перемещению грузов должны быть механизированы, если груз:

  • массой более 20 кг перемещают на расстояние более 25 м (пп. 3.3.2, 3.3.3 ГОСТ 12.3.020-80);
  • массой более 30 кг (пп. 17.2.4 Правил № 5);
  • массой более 50 кг (пп. 10.1.5 Правил № 78).

Арбитром в вопросе предельной массы грузов, при которой необходимо механизировать погрузочно-разгрузочные работы, выступает Гигиеническая классификация труда, в таблице 12 которой указано, что перемещение грузов мужчинами вручную массой более 30 кг принадлежит к вредным условиям труда и оценивается как 3 класс 1-й степени, а свыше 50 кг – 3 класс 2-й степени.

Каждый погрузчик подлежит обязательной государственной сертификации

в порядке, определенном Правилами обязательной сертификации подъемных сооружений, утв. приказом Госстандарта от 24.01.1997 № 37 Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утв. приказом Госпотребстандарта от 01.02.2005 № 28

Организация эксплуатации погрузчиков

Эксплуатация погрузчика – это стадия жизненного цикла погрузчика, в течение которой реализуют, поддерживают и восстанавливают его качество.

Эксплуатация охватывает этапы:

  • ввода в эксплуатацию,
  • использования по назначению,
  • хранения в процессе эксплуатации,
  • технического обслуживания,
  • ремонта,
  • прекращения эксплуатации,
  • списания (передачи, утилизации, уничтожения).

Форма Акта государственного технического осмотра технологического транспортного средства (оформляется при проведении регистрации, перерегистрации, временной регистрации и снятии с учета погрузчика)

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Назначение ответственного лица

Предприятие, эксплуатирующее погрузчики, должно назначить лицо, ответственное за техсостояние и безопасное проведение работ погрузчиками, а также персонал, которое будет заниматься обслуживанием и ремонтом погрузчиков. При этом номер и дата приказа о назначении ответственного лица, его должность, фамилия, имя, отчество и его подпись обязательно заносятся в паспорт погрузчика (пп. 7.4.2 Правил № 308).

Допуск к управлению погрузчиком

К управлению погрузчиком допускается лицо, прошедшее в установленном порядке медосмотр, специальное обучение и инструктаж по вопросам охраны труда, а также имеет удостоверение на право управления этой машиной.

Водитель электропогрузчика также должен иметь I квалификационную группу по электробезопасности, а при выполнении работ в электроустановках (открытом распределительном оборудовании, охранной зоне воздушных линий электропередачи) – II группу по электробезопасности (пп. 7.4.7, 7.4.8 Правил № 308). В случае привлечения водителя погрузчика для выполнения работ по зарядке и замене аккумуляторных батарей, он должен пройти дополнительное специальное обучение.

Форма Акта государственного технического осмотра технологического транспортного средства (оформляется при проведении ежегодного государственного технического осмотра погрузчика)

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Водитель погрузчика допускается к перевозке опасных грузов после прохождения специального обучения в соответствии с требованиями Порядка № 604.

Погрузчик должен быть оснащен рабочей оснасткой согласно требованиям эксплуатационной и организационно-технологической документации. При наличии в рабочей зоне освещения ниже 32 лк на погрузчике должно предусматриваться дополнительное освещение (пп. 7.5.6 Правил № 308, пп. 14.1.5.3 ДСТУ 30871:2006).

Заправка горючим автопогрузчика и зарядка его аккумуляторных батарей осуществляется в специально предназначенных для этого местах с запретом курения и использования открытого огня. Во избежание несанкционированного управления пульт управления электропогрузчиком оборудывается индивидуальным контактным замком с ключом (ключом маркой) или другим устройством (например, включаемого введением PIN-кода), исключающие подачу напряжения на погрузчик (пп. 4.13.11 Правил № 308).

Пример оформления Акта проверки технического состояния и комплектности машины

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Организация погрузочно-разгрузочных площадок

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться как на стационарных площадках, так и на рампе.

Погрузочно-разгрузочные работы на стационарных площадках

Работы на стационарных погрузочно-разгрузочных площадках проводятся согласно организационно-технологической документации (проект производства работ; технологическая карта; технологическая схема; карты-схемы размещения грузов по определению проходов, проездов, мест разгрузки и зон действия подъемно-транспортных машин) под руководством лица, ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ.

Движение погрузчика на погрузочно-разгрузочных площадках должно осуществляться в пределах транспортных полос, имеющих твердое и ровное покрытие. Минимальное расстояние проезда между стенами, оборудованием и штабелями должно быть не менее 0,8 м (пп. 10.3.13 Правил № 78). Хотя пунктом 3.9 Правил № 311 установлено, что расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

Пример оформления Годового плана технического обслуживания и ремонта машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Допускается выполнение работ на краю уклона или платформы на расстоянии не менее ширины колеса погрузчика, где маневрирование погрузчика осуществляется осторожно (пп. 7.5.32 Правил № 308).

Движение на наклонных поверхностях (пандусах) погрузчика с грузом осуществляется следующим образом: съезд – задним ходом, заезд – передним ходом. Ширина пандусов для нижнего транспорта должно быть на 0,6 м больше ширины погрузчика. Согласно пп. 6.4.10 Правил № 78 уклон пандуса следует определять в зависимости от типа транспортных средств, но не более 16% в закрытых помещениях и не более 10% – снаружи здания. При наличии на постоянных проездах подъемов более 10% или других опасных мест (например, ограничений по высоте) предусматривается устройство на видном месте предупредительных надписей (пп. 14.1.5.1 ДСТУ 30871: 2006).

Пример оформления Журнала первичного текущего учета наработки машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Погрузочно-разгрузочные работы на рампе

В соответствии с подпунктами 6.4.7, 6.4.8 Правил № 78 рампа со стороны подъезда автомобиля должна быть оборудована отбойным брусом, что ограничивает задний ход автомобиля, и откидным (съемными) колесоотбойным брусом, что предотвращает падение погрузчика на участках рампы, свободных от транспорта. При этом размер (сечение) колесоотбойного бруса на рампе должен быть 150×150 мм. Высота грузовой платформы (рампы) для автотранспорта должно быть 1,2 м от поверхности погрузочно-разгрузочной площадки, а для железнодорожного транспорта – 1,4 м от уровня головки рельса.

Ширина рампы определяется с учетом грузооборота, а именно:

  • при одностороннем движении – не менее 3,5 м (пп. 6.4.5 Правил № 78);
  • при двустороннем движении – не менее 6 м (пп. 6.4.5 Правил № 78);
  • в новостроящихся складах – не менее 3 м от железнодорожного пути и не менее 1,5 м от подъезда автотранспорта (п. 3.31 Правил № 311).

Если между вертикальными уровнями проезжей части (например, между рампой и железнодорожным вагоном) разница, следует использовать специальный передвижной мостик (настил) соответствующей прочности, надежно закрепленный к поверхности, исключающей возможность скольжения колес погрузчика. Специальный мостик должен иметь ручки или другие эффективные средства для его безопасного перемещения, обеспечиваться бортиками, предотвращающими выход погрузчика за пределы мостика (пп. 14.1.5.2 ДСТУ 30871: 2006).

Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Во время погрузочно-разгрузочных работ масса перемещаемого груза не должна превышать допустимую грузоподъемность для конкретного типа погрузчика.

Установка ширины грузовых вил осуществляется в соответствии с шириной груза при нахождении вил на расстоянии 0,3 м от конца вил до штабеля /груза (пп. 7.2.25 Правил № 308, пп. 14.2.2.4 ДСТУ 30871: 2006). Груз располагают равномерно на вилах вплотную к вертикальной раме грузоподъемника, не допуская свеса груза более чем на 1/3 длины вил. С целью предотвращения опрокидывания погрузчика наклон вил с поднятым грузом проводится при наличии опоры под вилами.

Во время движения выли должны находиться на высоте от дорожного покрытия:

  • для погрузчиков на грузошинах – не менее 0,25 м;
  • на пневматических шинах – не менее 0,5 м.

Во время движения погрузчика подъема груза не допускается. Подъезд к месту погрузки (разгрузки) осуществляется на низкой передаче. Тарно-штучные грузы перевозятся на поддонах или другой специальной таре, что исключает выпадение или высыпания груза при его перемещении. Во время выполнения работ по штабелированию грузов на высоте (с высокими и штучными грузами) погрузчик должен быть оборудован защитным навесом над головой водителя погрузчика и защитной рамкой на плите грузоподъемника. Груз может кантоваться специальным кантователем, который навешивается на каретку погрузчика.

Пример оформления Журнала учета технических обслуживаний и ремонтов машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Водителю погрузчика запрещается:

  • поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода грузовых вил;
  • перемещать груз волоком или толканием;
  • увеличивать массу противовеса за счет другого груза или людей;
  • оставлять машину при поднятом грузе;
  • допускать нахождение людей под поднятым грузом;
  • укладывать груз грузоподъемным механизмом непосредственно на вилы.

Водитель погрузчика должен предотвращать создание дополнительных динамических нагрузок путем резкого переключения органов управления погрузчиком и использовать инвентарные грузозахватные приспособления согласно организационно-технологической документацией. Погрузчик нельзя использовать не по назначению и при наличии неисправностей.

При движении с места или задним ходом в местах скопления людей водитель погрузчика должен подавать звуковой сигнал. В рабочей зоне погрузчика не должно посторонних лиц.

Следует отметить, что безопасность погрузочно-разгрузочных работ определяется уровнем безопасности используемых средств производства и профессиональной подготовкой привлеченных лиц. Использование подъемно-транспортных механизмов в неудовлетворительном техническом состоянии и привлечение работников без достаточной профподготовки уменьшают эффективность проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Підписка на статті

Підпишіться на розсилку, аби не пропустити жодної важливої та цікавої статті. Це БЕЗПЛАТНО. Ми триматимемо вас у курсі всіх актуальних подій у сфері охорони праці!

Освітні заходи
Освітні заходи
Перевірте свої знання та здобудьте нові
Взяти участь
Інтернет-магазин
Інтернет-магазин
Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями щодо передплати і станьте нашим читачем просто зараз
Ми в соцмережах
Знову це надокучливе спливаюче вікно!

Дратує? А Ви зареєструйтеся і спробуйте ще раз!

Витратіть на РЕЄСТРАЦІЮ лише 57 секунд і СКАЧУЙТЕ шпаргалки для спеціаліста з охорони праці, інструкції з охорони праці, журнали реєстрацій інструктажів без обмежень.

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Я тут вперше
і скачаю все
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Стаття призначена для професіоналів!

Підтвердіть свій статус професіонала —пройдіть швидку реєстрацію. Після цього Вам будуть доступні:

• професійні матеріали сайту

• шпаргалки для безпомилкової роботи

• вебінари та презентації від найкращих експертів з охорони праці

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Я тут вперше
І продовжити читання
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль